АзбукаКИП
Главная » Обнаружение газов » Приборы и технологии

Контроль утечек авиационного топлива

В крупных международных аэропортах ежедневно заправляются несколько сотен самолетов. Ежесуточный расход авиационного топлива превышает 4…5 миллионов литров. Чтобы уменьшить риски, авиационное топливо обычно хранится на краю аэропорта или на прилегающих территориях. Затем автомобилями-заправщиками или по системе трубопроводов авиационное топливо доставляется к заправляемому самолету.

Авиационное топливо

Непосредственно в ходе заправки самолетов выделяется большое количество горючих паров. Топливо, поступающее при заправке в бак самолета, вытесняет топливные пары через дренажную систему и на месте проводимых работ образуется взрывоопасная паро - воздушная смесь. В зависимости от атмосферных условий и типа используемого топлива, в некоторых точках концентрация выходящих паров топлива может достигать взрывоопасных значений. Так как пары топлива тяжелее воздуха, то они оседают к земле, скапливаются в канавах, ямах или других углублениях. Осевшие горючие пары могут преодолеть значительные расстояния, прежде чем достигнут источника воспламенения.

Для достижения максимальной безопасности обнаружение утечек самолетного топлива и его паров следует осуществлять в трех различных зонах:

  1. Зона хранения: контроль утечек топлива в насосах и резервуарах;
  2. Система транспортировки: контроль трубопроводов и насосных камер;
  3. Зона заправки: обнаружение выходящих паров топлива.

Выбор целевого газа газоанализатора на пары авиационного топлива.

В авиации используются различные типы топлива, поэтому для таких приложений вопрос выбора целевого газа газоанализатора представляет особую важность.

Самолеты с поршневыми двигателями заправляют авиационным бензином (AVGAS). Эта смесь более или менее сравнима с автомобильным бензином.

В самолетах с реактивными двигателями используется другой тип топлива. Все виды топлива для реактивных и турбореактивных двигателей можно грубо разделить на три основных типа:

  1. Керосиновое авиационное топливо: состоит преимущественно из углеводородов с числом атомов углерода в диапазоне от C9 до C16.
  2. "Смешанное" авиационное топливо: керосины смешаны с лигроинами с низкой температурой воспламенения, чтобы получить низкокипящее топливо, содержащее углеводороды с числом атомов углерода в диапазоне от C4 до C16.
  3. Высокотемпературное керосиновое топливо: смесь керосинов, имеющих минимальную температуру вспышки 60°C.

В основном используется керосиновое авиационное топливо. Им заправляют гражданские и военные самолеты. Для военных самолетов также используется "смешанное" топливо, но его применение ограничено и составляет менее 1 % всего расхода керосина.

Состав авиационного топлива может изменяться не только от страны к стране, но и от партии к партии. Так как температура воспламенения авиационного топлива близка к 38 °С то в большинстве случаев нет необходимости контролировать вещества с точкой воспламенения выше 35°C … 40°C. У декана (C10) или гексана (C16) точки воспламенения соответственно равны 46°C и 135°C. Точка воспламенения нонана (С9) равна 31°C, поэтому газоанализаторы для обнаружения утечек авиационного топлива и его паров в основном настраиваются на целевой газ нонан С9Н20.

Калибровку газоанализатора на нонан можно использовать также для смешанного типа топлива и авиационного бензина. Горючие углеводородные компоненты этих смесей, начиная с C4, обнаруживаются с минимальной чувствительностью.

Поскольку все горючие пары авиационного топлива тяжелее воздуха, газоанализаторы необходимо размещать как можно ближе к поверхности земли (например, на расстоянии 5 см над землей). Но размещать газоанализаторы следует с таким расчетом, чтобы они оставались доступными для технического обслуживания и калибровки.

Выбор типа газоанализатора для обнаружения паров авиационного топлива.

Для обнаружения горючих компонентов авиационного топлива могут быть применены термокаталитические детекторы газа, инфракрасные оптические датчики и трассовые газоанализаторы.

Так как некоторые добавки в авиационном топливе (противообледенительные, антикоррозийные, антистатические) могут приводить к отравлению термокаталитических сенсоров, то их применение в данной сфере обеспечения безопасности не является оптимальным, несмотря на высокую чувствительность и малое время отклика пеллисторных датчиков. Кроме того пеллисторные датчики могут быть калиброваны только целевым газом (нонаном) - калибровка газом заменителем не допускается.

Трассовые газоанализаторы с открытым измерительным трактом имеют некоторые ограничения к применению - существуют зоны, в которых нельзя устанавливать трассовые детекторы, например, около взлетно-посадочной полосы.

Газоанализатор Polytron 2IR

Инфракрасные оптические газоанализаторы являются оптимальным вариантом для обнаружения утечек авиационного топлива и его паров. В случае применения инфракрасных оптических датчиков газа отпадает необходимость в калибровке целевым газом нонаном. Можно использовать более доступный калибровочный газ, например, пропан. При этом для работы газоанализатора в качестве контролируемого газа, из имеющейся в приборе библиотеки газов, выбирается нонан, а в качестве калибровочного газа может быть выбран другой газ - обычно пропан. При этом данные газы связаны друг с другом содержащимся в библиотеке датчика (например, Drager PIR 7000 или Drager Polytron 2IR) коэффициентом пересчета.

В приложениях с постоянной вибрацией (например, если датчики установлены на грузовиках, насосах, и т.д.) при монтаже любых типов газоанализаторов рекомендуется использовать демпфирующие элементы.

Рекомендуемые статьи
Оборудование для контроля горючих и токсичных газов при эксплуатации газовых турбин
Замена чувствительных элементов ТТЧЭ-2 датчика ДТХ-127-1 сигнализатора горючих газов Щит-2
Выбор типа контроллера для системы обнаружения газов
Категория: Приборы и технологии | Просмотров: 3364

Эксплуатируемые вами газоанализаторы в большинстве своем:
Всего ответов: 28
Присоединяйтесь
Youtube
Контакт